Почувствовать математику

Понимать удивительный мир математики доступно не каждому, но прикоснуться к нему можно на уровне чувств. В этом уверена режиссер – и математик, – Екатерина Еременко, которая выступила в Казанском федеральном университете и представила свою картину “Чувственная математика”.

Мы побеседовали с автором этой документальной ленты о том, как наука находит отражение в искусстве, а небольшой камерный проект становится блокбастером, и о совпадениях, которые приводят к самым удивительным результатам.

Рассказывая о том, как создавался фильм, Екатерина Еременко признается, что задача изобразить нечто столь абстрактное оказалась совсем не простой.

«По первому образованию я математик и для меня это была возможность вернуться к своей «первой любви», и если не объяснить, то хотя бы почувствовать, что происходит сегодня на переднем крае науки. Математика – очень трудный предмет для кино, кино – это визуальное искусство, а математика не очень визуализируема. При этом я не хотела показывать в кино «говорящие головы», я искала новые пути, для меня это был эксперимент, – рассказывает она. – Но мне нравится решать сложные задачи: я выросла среди математиков и искренне уверена, что это самые интересные люди, самый интересный мир, полный страстей, но они глубоко внутри, совсем не на поверхности».

В эту глубину позволяет проникнуть необычный ракурс, с которого автор предлагает посмотреть на исследователей.

«Я не хотела показывать ученых в их привычной «среде обитания», мы выбирали неожиданные места для съемки, где они могли бы в почти игровой форме объяснить, в чем заключаются их исследования: снимали, например, на детской площадке,  собирая грибы в лесу, в зеркальном зале музея кино, – поделилась Екатерина. – Идея фильма такова, что мы обычные люди, у нас пять органов чувств, а у математиков есть еще и абстрактное мышление, которое можно назвать шестым чувством. Мой фильм – попытка «спустить их на землю», простым языком, проецируя на понятные нам чувства, объяснить, что же всё-таки происходит в их мире».

Математики – люди творческие и азартные, и поэтому съемки для них были своего рода игрой, через которую они могли проиллюстрировать свои идеи, рассказывает режиссер. К слову, и начиналась работа над картиной будто не всерьез. По собственному признанию, режиссер снимала этот фильм «для своих» – по просьбе старого университетского друга, ныне профессора Нью-Йоркского университета Юрия Чинкеля. Но благодаря талантливой работе команды, выбору героев и необычному взгляду на то, где и как должно разворачиваться действие фильма, лента приобрела невероятный успех.

«С момента премьеры прошло уже пять лет, но я до сих пор практически ежедневно получаю письма с отзывами, вопросы о фильме, просьбы выступить с показом», – рассказывает режиссер.

В мире документального кино это сенсация. Полные залы, неутихающий интерес, прокат во множестве стран мира, перевод на пятнадцать языков… Фильм демонстрируется не только на большом экране, а еще входит в «золотую коллекцию» многих университетов мира, которые устраивают специальные показы для абитуриентов, чтобы привлечь их к изучению математических наук. В Южной Корее «Чувственная математика» вышла и за эти рамки – в музее современного искусства в Сеуле он «крутился» нон-стоп в огромном зале на протяжении полугода. Екатерина Еременко соглашается, что такой головокружительный успех картины очень способствует популяризации математики в частности и науки вообще, однако признается, что не ставила себе такой цели:

«Мне кажется, «Чувственная математика» – это картина, которая волнует, впечатляет, воодушевляет тем, как удивителен мир большой науки. По крайней мере, именно такие отзывы я слышала от своих коллег-математиков и  других зрителей: пускай  фильм ничего не объясняет, но увлекает, мотивирует прилагать усилия, чтобы разобраться», – говорит она.

По признанию автора, она горда за российского зрителя в частности и молодую аудиторию вообще: публика устала от «легкого» продукта и требует умного кино, заставляющего думать. Формат научной документалистики становится востребованным, а значит, привлекает в науку молодые умы.

Но достигается это не искусством единым – сама Екатерина сегодня не только выступает в качестве режиссера научного кино, но и работает в Техническом университете Берлина на математическом факультете. В КФУ она прибыла в составе международной аттестационной комиссии, посетившей для анализа образовательных программ и научной деятельности математических направлений. Мастер-класс – или, по словам самого режиссера, творческий вечер – был организован спонтанно, когда автору довелось познакомиться с директором музея истории КФУ Светланой Фроловой и узнать от нее о проходящем в университете Годе Лобачевского.

И это – еще одно совпадение в череде тех, которые привели режиссера в КФУ.

«Совсем скоро выходит новый мой фильм, об озере Восток в Антарктиде. Как мы знаем, Антарктида была открыта экспедицией Беллинсгаузена – Лазарева, в составе которой был ректор Императорского Казанского университета Иван Симонов! Именно во время съемок на станции «Восток» мне рассказали об Андрее Саламатине – тоже ученом вашего университета. И вот теперь круг замкнулся: я в Казанском университете, «вотчине» великого геометра Лобачевского и астронома Симонова, познакомилась с Андреем Николаевичем, показала свою картину «Чувственная математика» – и всё это в год, который вы посвятили этой прекрасной науке!» – рассказывает Екатерина.

К слову, свою новую картину про озеро Восток режиссер надеется также однажды показать в Казани. Пока же уникальной возможностью пообщаться с автором и раскрыть немного секретов ее мастерства воспользовались студенты и сотрудники университета: творческий вечер Екатерины Еременко прошел в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций 15 марта. В его рамках состоялся показ ленты «Чувственная математика», а также фрагментов других работ режиссера.

';
loading
×