Музей Н.И. Лобачевского

Проект создания музея Н.И. Лобачевского в Казанском (Приволжском) федеральном университете

 

Предыстория создания музея Н.И. Лобачевского в Казани:

Впервые с идеей создания в Казани музея Н.И. Лобачевского выступил профессор Казанского университета П.А. Широков накануне 150-летия со дня рождения основателя неевклидовой геометрии. В своей докладной записке он предлагал разместить музей в той квартире, в которой жил Лобачевский (2 этаж ректорского дома). В 1942 г. в этих комнатах находился геометрический кабинет Казанского университета с библиотекой имени Лобачевского. Основной задачей музея он видел «объединение в одном месте и хранение всех многочисленных материалов, относящихся к жизни и деятельности великого геометра, а также организация научно-исследовательской работы по глубокому и всестороннему изучению его биографии и творчества».

К вопросу о создании музея вернулись в 1991 г. В связи с празднованием 200-летия со дня рождения Н.И. Лобачевского по инициативе Казанского университета было принято постановление Совета министров ТАССР от 8.01.1991 № 11 (п. 10) об открытии мемориального музея-квартиры Н.И. Лобачевского. Тогда для экспозиции была выбрана небольшая угловая комната на 2 этаже площадью 26 кв. м. Требовалось проведение предварительных ремонтно-реставрационных работ. Музей не был создан.

В связи с 225-летием со дня рождения Н.И. Лобачевского и объявлением 2017 года Годом Лобачевского Казанский университет выступил с инициативой открытия музея Н.И. Лобачевского.

В качестве объекта для создания музея выбран так называемый «ректорский дом» в университетском комплексе, где находилась квартира Н.И. Лобачевского. Здание «ректорского дома» расположено справа от главного корпуса университета и слева от университетских ворот, выходящих на ул. Кремлевская. Оно построено предположительно в конце XVIII в. Дом был приобретен университетом в 1805 г. у казанского коменданта генерал-майора Степана Николаевича Кастелли и приспособлен под квартиру ректора. Отсюда и его название – «ректорский». В 1824 г., когда создавался единый комплекс застройки университетского квартала, здание перестроено. Квартира ректора размещалась на втором этаже, первый этаж в XIX в. занимала канцелярия попечителя учебного округа.

В этом доме с 1827 по 1846 гг. жил великий русский ученый, математик, ректор университета Николай Иванович Лобачевский. После пожара 1842 г. семья Лобачевского временно переехала в дом Л.Ф. Крупенникова, напротив университета (снесен в 1978 г.), где прожила всю зиму 1842/1843 г. В квартире ректора были сделаны внутренние отделочные работы, которые не изменили планировку помещений.

Здание имеет самостоятельную историко-культурную ценность. Постановлением Совета Министров ТАССР от 27.07.1987 г. № 320 является объектом культурного наследия регионального (республиканского) наследия.

В настоящее время в здании располагаются подразделения Института математики и механики им. Н.Л. Лобачевского.

 

Обоснование необходимости создания музея Н.И. Лобачевского в Казани

  1. Значимость теории Н.И. Лобачевского, сделавшего мировое открытие, построив геометрию на положении отличном от постулата Евклида (его называли «Коперником», «Колумбом» геометрии); обширная педагогическая и административная работа по формированию кадрового потенциала университета, укреплению его материально-технической базы (создание библиотеки, кабинетов, лабораторий), строительству зданий.
  2. Наличие солидной научной базы,способствующей разработке концепции музея, историко-биографические исследования жизни, деятельности и научного наследия ученого;
  3. наличие мемориального пространства (здания), в котором прошла одна треть жизни Н.И. Лобачевского и его семьи. Здесь он жил, осуществляя на протяжении 19 лет управление Казанским университетом. Здесь были созданы его основные труды с изложением неевклидовой геометрии.
  4. Отсутствие мемориальной коллекции и иллюзорность перспектив ее последующего комплектования. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что после смерти Н.И. Лобачевского семья была ограблена. Дети разъехались. Из-за тяжелого материального положения наследники Лобачевского продавали вещи своего великого предка. Среди таких предметов была медаль Гаусса, полученная супругой Лобачевского после смерти мужа (ныне хранится в музее истории КФУ), портрет Н.И. Лобачевского работы Л.Д. Крюкова (1839?) (Национальный музей РТ) и т.п.

Таким образом, предметно-биографическое наследие Н.И. Лобачевского – сохранившиеся документы и книги, связанные с его жизнью и деятельностью, находятся в архивах Казани, С. Петербурга и Нижнего Новгорода; предметы быта, портреты семьи Лобачевских и родственных семей – в Национальном музее РТ, музее истории Казанского университета, в мемориальном музее-квартире А.С. Пушкина в С. Петербурге.

Вследствие этого уже сейчас можно предположить закономерное присутствие в экспозиции и фондах проектируемого музея значительного количества копий, замещающих соответствующие мемории.

Цель создания музея: показать роль и значение Н.И. Лобачевского в создании теории неевклидовой геометрии (его называли «Коперником», «Колумбом» геометрии); популяризация идей Н.И. Лобачевского и роли казанской физико-математической школы в развитии мировой цивилизации.

Задачи:

Целевая аудитория: школьники и их родители, студенты КФУ, гости города.

Формы работы:

 

Описание помещений ректорского дома для размещения музея Н.И. Лобачевского

 

1 этаж

Экспозиционная зона:

Экспозиция по истории «ректорского дома» (при входе),

Экспозиция музея физики с демонстрационной лабораторией (4 комнаты).

Служебные и подсобные помещения:

–         гардероб,

–         касса,

–         фондохранилище (2 комнаты),

–         мастерская для восстановления экспонатов.

В цокольном этаже здания – «открытое хранение» и фондохранилище

2 этаж

Экспозиционно-выставочная зона:

Экспозиция музея Н.И. Лобачевского с библиотекой геометрического кабинета (4 комнаты),

Выставочный зал (2 комнаты),

Служебные и подсобные помещения:

Кабинет для сотрудников,

Серверная (техническое помещение)

 

Маршрут посещения «ректорского дома» (полный)

1 этаж

Приобретение билетов в кассе, оставить вещи в гардеробе, знакомство с историей «Ректорского дома».

2 этаж

Осмотр экспозиции, посвященной Н.И. Лобачевскому, посещение выставочных залов.

Спуск по другой лестнице на 1 этаж

1 этаж

Посещение экспозиции по истории физики и лабораторий

 

 

Тематическая структура музея Н.И. Лобачевского

2 этаж

 

  1. Н.И. Лобачевский: основные вехи биографии.

1.1. Детские и студенческие годы

1.1.1. Родители Лобачевского.  Детство в Нижнем Новгороде и Макарьеве. Братья Александр и Алексей.

1.1.2. Выбор Казани. Поступление и обучение в Казанской гимназии (1802-1807). Первые профессора-учителя гимназии. Преподавание математических дисциплин.

1.1.3. Поступление Н.И. Лобачевского в университет, его научные занятия.

1.2. До открытия неевклидовой геометрии

1.2.1. Деятельность Лобачевского в годы попечительства М.Л. Магницкого.

1.2.2. Лобачевский Н.И. – библиотекарь (1825-1835)

1.3. Годы творческого расцвета. Административная и общественная деятельность

1.3.1. Лобачевский Н.И. – ректор (1827-1846).

1.3.2. Строительство университетского комплекса.

1.3.3. Педагогическая деятельность Н.И. Лобачевского.

1.3.4. Семья Н.И. Лобачевского. Супруга, родственники. Дети. Н.И. Лобачевский – помещик.

1.3.5. Последние годы жизни. Помощник попечителя Казанского учебного округа.

  1. Экспозиция «Неевклидова геометрия»

2.1. История возникновения неевклидовой геометрии. Труды Н.И. Лобачевского. Путь признания идей Лобачевского. Лобачевский как математик.

2.2. Интересы Лобачевского в области механики, физики и астрономии.

2.3. Развитие идей неевклидовой геометрии в России и за рубежом

2.4. Математическая школа Казанского университета.

  1. Увековечение памяти Н.И. Лобачевского. Зал лауреатов премии. Юбилеи Лобачевского. Открытие памятника. Международный конкурс им. Н.И. Лобачевского. Издание трудов.
  2. Библиотека «Геометрического кабинета»

 

Тематическая структура музея Н.И. Лобачевского

1 этаж

  1. История физики в древние и средние века

1.1. Наука эллинов – Аристотель, Архимед, Птолемей

1.2. Наука стран Востока

  1. Физика эпохи Ренессанса (XVXVII вв.) Галилей, Торичелли, Кепплер, Декарт, Гюйгенс, Ньютон, Отто фон Герике, Блез Паскаль, Гильберт
  2. История физики в XVIIIXIX вв. (Кулон, Гальвани, Вольта, Эйлер, Фарадей, Ампер, Эрстед, Нобили, Петров, Джоуль, Уильям Томсон, и др.)
  3. Физика в XX веке.

Хронологический принцип построения экспозиции музея физики позволит системно показать три основных этапа развития знаний в области физики: древний и средневековый, классической и современной физики. Посетители музея могут в занимательной игровой форме узнать о различных законах природы и явлениях, механике, электричестве, магнетизме, акустике, оптических иллюзиях и т.п., увидеть опыты по физике в форме научного шоу, провести эксперимент самостоятельно.

В раздел «Физика в XX в.» включается подраздел о Е.К. Завойском по следующим причинам:

  1. Завойский как и Лобачевский сделал открытие мирового уровня, многократно выдвигавшееся на Нобелевскую премию;
  2. был зав. кафедрой экспериментальной физики (как и Лобачевский);
  3. 2017 г. – год 110-летия со дня его рождения.

Экспозиция зала, посвященного Е.К. Завойскому – это не только рассказ об открытиях, но и о достижениях в области преподавания физики в  XX в. в России и в Казанском университете. Аналогичный раздел по XIX в. будет в экспозиции по Н.И. Лобачевскому, стараниями которого в университете был создан физический кабинет и т.п.

Е.К. Завойский был экспериментатором, поэтому последняя комната для осмотра – лаборатория, в которой будут демонстрироваться опыты по физике.

На 2 этаже планируется разместить два помещения для выставочного зала, чтобы демонстрировать восстановленные экспонаты и проводить регулярные тематические и юбилейные выставки из фондов музея-лаборатории Е.К. Завойского и других музеев России.  Например, по истории радиотехники, фототехники и т.п.

  1. Демонстрационная лаборатория

Здесь будут проводиться занятия студентами – будущими педагогами, обучающимися по специальности «Математика», «Физика» и самими студентами физиками.

 

Этапы создания музея включают три этапа работ:

– работы, связанные со зданием и комнатами для экспозиции: историко-архитектурное исследование, подготовка и проведение ремонтно-реставрационных работ;

– научное проектирование будущего музея и его экспозиции (разработка научной, сценарной концепций, художественного проекта);

– реализация научной концепции и художественного проекта, подбором и приобретением экспонатов.

loading
×