'

Музей Н.И. Лобачевского

Предыстория создания музея Н.И. Лобачевского в Казани:

Впервые с идеей создания в Казани музея Н.И. Лобачевского выступил профессор Казанского университета П.А. Широков накануне 150-летия со дня рождения основателя неевклидовой геометрии. В своей докладной записке он предлагал разместить музей в той квартире, в которой жил Лобачевский (2 этаж ректорского дома). В 1942 г. в этих комнатах находился геометрический кабинет Казанского университета с библиотекой имени Лобачевского. Основной задачей музея он видел «объединение в одном месте и хранение всех многочисленных материалов, относящихся к жизни и деятельности великого геометра, а также организация научно-исследовательской работы по глубокому и всестороннему изучению его биографии и творчества».

К вопросу о создании музея вернулись в 1991 г. В связи с празднованием 200-летия со дня рождения Н.И. Лобачевского по инициативе Казанского университета было принято постановление Совета министров ТАССР от 8.01.1991 № 11 (п. 10) об открытии мемориального музея-квартиры Н.И. Лобачевского. Тогда для экспозиции была выбрана небольшая угловая комната на 2 этаже площадью 26 кв. м. Требовалось проведение предварительных ремонтно-реставрационных работ. Музей не был создан.

В связи с 225-летием со дня рождения Н.И. Лобачевского и объявлением 2017 года Годом Лобачевского Казанский университет выступил с инициативой открытия музея Н.И. Лобачевского.

В качестве музейного объекта были выбраны комнаты 2 этажа ректорского дома, где находилась квартира Н.И. Лобачевского (описание ниже).

 

Обоснование необходимости создания музея
Н.И. Лобачевского в Казани

— значимость теории Н.И. Лобачевского, сделавшего мировое открытие, построив геометрию на положении отличном от постулата Евклида (его называли «Коперником», «Колумбом» геометрии); обширная педагогическая и административная работа по формированию кадрового потенциала университета, укреплению его материально-технической базы (создание библиотеки, кабинетов, лабораторий), строительству зданий.

наличие солидной научной базы, способствующей разработке концепции музея, историко-биографические исследования жизни, деятельности и научного наследия ученого;

— наличие мемориального пространства (здания), в котором прошла одна треть жизни Н.И. Лобачевского и его семьи. Здесь он жил, осуществляя на протяжении 19 лет управление Казанским университетом. Здесь были созданы его основные труды с изложением неевклидовой геометрии.

Здание имеет самостоятельную историко-культурную ценность.

История здания:

Здание ректорского дома расположено справа от главного корпуса университета и слева от университетских ворот, выходящих на ул. Кремлевская. Оно построено предположительно в конце XVIII в. Дом был приобретен университетом в 1805 г. у казанского коменданта генерал-майора Степана Николаевича Кастелли и приспособлен под квартиру ректора. Отсюда и его название – «ректорский». В 1824 г., когда создавался единый комплекс застройки университетского квартала, здание перестроено. Квартира ректора размещалась на втором этаже, первый этаж в XIX в. занимала канцелярия попечителя учебного округа.

В этом доме с 1827 по 1846 гг. жил великий русский ученый, математик, ректор университета Николай Иванович Лобачевский. После пожара 1842 г. семья Лобачевского временно переехала в дом Л.Ф. Крупенникова, напротив университета (снесен в 1978 г.), где прожила всю зиму 1842/1843 г. В квартире ректора были сделаны внутренние отделочные работы, которые не изменили планировку помещений. Вопрос требует дальнейшей проработки. Постановлением Совета Министров ТАССР от 27.07.1987 г. № 320 является объектом культурного наследия регионального (республиканского) наследия.

В настоящее время в здании располагаются подразделения Института математики и механики им. Н.Л. Лобачевского.

— Отсутствие мемориальной коллекции и иллюзорность перспектив ее последующего комплектования. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что после смерти Н.И. Лобачевского семья была ограблена. Дети разъехались. Из-за тяжелого материального положения наследники Лобачевского продавали вещи своего великого предка. Среди таких предметов была медаль Гаусса, полученная супругой Лобачевского после смерти мужа (ныне хранится в музее истории КФУ), портрет Н.И. Лобачевского работы Л.Д. Крюкова (1839?) (Национальный музей РТ) и т.п.

Таким образом, предметно-биографическое наследие Н.И. Лобачевского – сохранившиеся документы и книги, связанные с его жизнью и деятельностью, находятся в архивах Казани, С. Петербурга и Нижнего Новгорода; предметы быта, портреты семьи Лобачевских и родственных семей – в Национальном музее РТ, музее истории Казанского университета, в мемориальном музее-квартире А.С. Пушкина в С. Петербурге.

Вследствие этого уже сейчас можно предположить закономерное присутствие в экспозиции и фондах проектируемого музея значительного количества копий, замещающих соответствующие мемории.

Цель создания музея: показать роль и значение Н.И. Лобачевского в создании теории неевклидовой геометрии; популяризация идей Н.И. Лобачевского и роли Казанской математической школы в развитии идей неевклидовой геометрии.

Целевая аудитория: школьники, студенты, гости города.

Формы работы:

 

Тематическая структура экспозиции музея Н.И. Лобачевского.

  1. I. Мемориальная часть

I.1. Н.И. Лобачевский: основные вехи биографии.

  1. I. 2. Кабинет ректора.
  2. II. Экспозиция «Неевклидова геометрия»

II.1 История возникновения неевклидовой геометрии. Труды Н.И. Лобачевского.

II.2. Развитие идей неевклидовой геометрии в России и за рубежом

II.3. История математической школы Казанского университета.

 

Описание помещений под экспозицию: приспособлению помещений ректорского дома для размещения музея Н.И. Лобачевского

 

На втором этаже планируется воссоздать фрагмент интерьера ректорского дома на 1820-1840-е гг. (кабинет) в качестве мемориальной зоны, а также разместить экспозицию «Неевклидова геометрия», посвященную в том числе истории математической школы Казанского университета, основателем которой считается Н.И. Лобачевской.

Вариант 1. Экспозиция размещается в трех помещениях на втором этаже. Первое помещение площадью 55,0 кв. м. Второе помещение площадью 8,4 кв.м. Третье помещение — 45, 1 кв.м. Итого 108, 5 кв. м.

Первое угловое помещение с 7 окнами согласно планировке дома за 1842 г. из фондов РГИА (С.Петербург) было разделено перегородкой на две части и служило кабинетом. Здесь при восстановлении перегородки возможно в первой комнате с сохранившейся изразцовой печью сделать входную зону и начало экспозиции, повествующей о детстве и юности Н.И. Лобачевского.

Следующую комнату спроектировать как мемориальный кабинет Н.И. Лобачевского на период 1826-1946 гг. и рассказывать здесь о нем как о ректоре университета, строителе. Некоторые предметы в комнате позволят дополнить рассказ, например, планы и макеты зданий, портреты членов семьи на столе, портрет попечителя Казанского учебного округа М.Н. Мусина-Пушкина на стене и т.п. Дополнением рассказа будет служить показ из окон сквера Лобачевского с памятником, установленным к 100-летию со дня рождения ученого.

При воссоздании кабинета можно использовать сохранившееся описание этой комнаты за 1832 г. Дверь «двуполотная с фарамыгою», т.е. двупольная (двустворчатая) дверь с фрамугой сверху (так описаны все двери второго этажа). В комнате печь голландская изразцовая. «Пол деревянный во фризе с плинтусами крашеный. Потолок деревянный штукатуренный. Комната окрашена желтой краской с бордюрами, на потолке наугольники в середине розет. В главном карнизе фриз с архитравом. Фриз выкрашен под желтый мрамор».

Для кабинета ученого необходимо подобрать мебель: стол, кресло, часы, конторку (бюро), книжный шкаф. Аналогичные по времени предметы имеются в Астрономической обсерватории в Казани (конторка, шкаф, часы). На столе установить письменный прибор, подсвечники, бюст Александра I.

В простенках между окнами – настенные светильники с имитацией под свечное освещение, на потолке – аналогичная люстра.

Между следующими двумя помещениями (8,4 кв. м. и 45,1 кв.м.) установлена гипсокартонная стена. Первоначально, это было одно большое помещение, служившее залом. Предлагается ее убрать. В этом зале разместить современную музейную экспозицию по теме «Неевклидова геометрия» с использованием современного музейно-выставочного оборудования, а также шкафов с коллекцией книг из геометрического кабинета (ныне находятся во II корпусе), шкафа с коллекцией геометрических фигур (конца XIX – начала XX в.). Центральное пространство зала оставить свободным для размещения кресел с пюпитрами для проведения занятий со студентами или туристами. На одной из стен разместить интерактивную панель для демонстрации фильмов о Лобачевском и его последователях и т.п.

Перспективной представляется разработка проекта виртуальной экспозиции музея (в электронном варианте) со своим самостоятельным сюжетом, в котором нашли бы место мемории, которыми мы не обладаем.

Вариант 2. Под экспозицию передаются три помещения на втором этаже. Первое помещение площадью 8,4 кв. м. Второе помещение площадью 45, 1 кв.м. Третье помещение — 34, 8 кв. м. Итого 88, 3 кв. м.

План экспозиции в этом случае будет начинаться со входной зоны, далее следовать раздел о «Неевклидовой геометрии» (см. описание выше) и затем показ мемориальной зоны в третьей комнате.

Третье помещение с угловыми печами напротив окон традиционно служило в жилых интерьерах XIX в. гостиной. Об этом свидетельствует и план помещений 2 этажа ректорской квартиры 1842 г. Согласно описанию за 1832 г. в этой комнате с одной стороны был сделан камин, а с другой – выложена изразцами печь. «Пол деревянный с плинтусами во фризе крашеный. Потолок деревянный штукатуренный и обелен. На потолке наугольники с розетом, под карнизом фриз под зеленый мрамор. Стены окрашены зеленой краской и росписаны». Поэтому правдоподобно было бы разместить в этой комнате не кабинет ученого, а гостиную с диваном, креслами, столиком для игры в преферанс и т.п. Это позволит охарактеризовать бытовую сторону жизни семьи Лобачевских, рассказать о традиционных «фурфиксах» по средам, когда в доме ректора собирались профессора со своими семьями, взрослые играли в преферанс, обсуждали насущные проблемы, а молодежь танцевала под фортепиано. Таким образом, рассказывая о Лобачевском Н.И., мы исключим место его непрерывной умственной работы – кабинет и всей многогранной деятельности с ним связанной.

Этапы создания музея включают три направления работ (или этапа работ):

— работы, связанные со зданием и комнатами для экспозиции: историко-архитектурное исследование, подготовка и проведение ремонтно-реставрационных работ;

— научное проектирование будущего музея и его экспозиции (разработка научной, сценарной концепций, художественного проекта);

—  реализация научной концепции и художественного проекта, подбором и приобретением экспонатов.

 

Проект подготовлен директором музея истории КФУ,

к.и.н. Фроловой С.А.

';
loading
×