25 марта в состоялась конференция школьников «Татарстан в математических задачах»

25 марта в состоялась Республиканская научно-практическая конференция школьников «Татарстан в математических задачах», посвященная Году Н.И. Лобачевского в КФУ. Конференции предшествовал Республиканский конкурс краеведческих математических задач с одноименным названием, объявленный в ноябре 2016 года. Он был организован Международным научно-образовательным математическим центром КФУ, Институтом математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ, в целях выявления и поддержки учащихся, проявляющих склонности и способности к изучению математики, повышения познавательного интереса, активизации внеклассной, внешкольной проектно-исследовательской деятельности, воспитания патриотического отношения к своей малой родине и бережного отношения к ее историческому и культурному наследию.

В конкурсе приняли участие более 250 школьников с 1 по 11 класс из городских (Казань, Набережные Челны, Азнакаево, Чистополь, Бугульма, Елабуга) и сельских школ 20 районов Республики Татарстан (Альметьевский, Аксубаевский, Буинский, Балтасинский, Кукморский, Агрызский, Муслюмовский, Сабинский, Спасский, Сармановский, Агрызский, Мамадышский и др.).

По условиям конкурса принимались сюжетные математические задачи, фабула которых содержит краеведческий материал, освещающий исторические, культурологические, природно-климатические, географические, социально-экономические, спортивные особенности Республики Татарстан; содержание которых соответствует программе школьного курса математики данной возрастной группы.

Задачи должны были быть составлены самими учащимися либо найдены в архивных материалах, записаны со слов жителей Республики Татарстан в ходе этнографических экспедиций.

Работы участников были систематизированы по шести номинациям:
— «Задачи о героях Великой Отечественной войны Республики Татарстан»;
— «Архитектура Татарстана в математических задачах»;
— «Моя малая Родина (села и города Республики Татарстан) в математических задачах»;
— «Казань в математических задачах»;
— «Татарские народные сказки в математических задачах»;
— «Русские народные сказки в математических задачах».

Решением конкурсной комиссии более 130 работ прошли во второй очный тур с приглашением участников на Республиканскую конференцию школьников «Татарстан в математических задачах», посвященную Году Н.И. Лобачевского в КФУ. В ходе конференции участники и гости (учителя и родители учеников) «встретились» с историей Республики Татарстан необычным образом. Были представлены исторические справки о памятных местах городов и сел Республики Татарстан, героях Великой Отечественной войны, сказочных персонажах нашей местности и математические задачи, составленные на основе этих материалов. Математический Татарстан – это плеяда известных ученых, инженеров, изобретателей, преподавателей; это памятники архитектуры и культуры, спортивные объекты, в которых воплощены сложные математические расчеты и, при желании, можно также увидеть интересные и даже забавные математические закономерности и факты.

Результаты историко-математической деятельности школьников были опубликованы в сборнике материалов конференции. В него вошли работы победителей и призеров финального тура Республиканского конкурса краеведческих математических задач «Татарстан в математических задачах». Приведенная в нем подборка тематических задач по математике для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев может представлять интерес для учителей и учащихся, студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», а также всех интересующихся математикой, преподаванием математики, историей и культурой Республики Татарстан.

Особо хочется отметить огромную роль учителей-наставников в подготовке своих учеников для участия в данном конкурсе. Благодаря их энтузиазму, творческому подходу и бесценному опыту в подготовке учеников к конкурсу задачи получились оригинальными, содержательными и полезными, а выступления учащихся интересными, яркими и увлекательными. Все участники конференции получили сертификаты, самые активные и достойные награждены дипломами.

Учителя, в свою очередь, отметили ценность проведенного конкурса, способствующего развитию творческих умений учащихся, воспитанию патриотических чувств, осознанию значимости математики в жизни. Использование элементов краеведения и истории родного края в курсе математики способствует формированию мотивации учения и личностных ценностей обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма, пониманию межпредметных связей, значимости математики в жизни. Благодаря знакомым с детства окружающим объектам-достопримечательностям, абстрактная математика становится более привлекательной, реальной и «земной». Познавательный интерес учащихся вызывается и поддерживается путем создания на занятиях проблемных ситуаций, самостоятельного поиска ими важных фактов окружающей жизни. Осуществить это можно благодаря формированию умения составлять сюжетные задачи, которое, в свою очередь, играет огромную роль в развитии математических способностей, творческого мышления и речи учащихся.

Приведем некоторые высказывания участников конференции и учителей:

— Участвовать в этом конкурсе было не так легко, поэтому старания и усилия надо было приложить в два раза больше. Готовилась я не одна, а с учителем математики и информатики Зимфиром Зуфаровичем Ризвановым и с одноклассниками. Мы придумывали задачи, готовили текст и презентации, отрабатывали текст выступления. Впечатления от конкурса положительные. Я рада, что мне представилась уникальная возможность принять участие в Республиканском конкурсе «Татарстан в математических задачах» и занять I место! – поделилась впечатлениями Юркина Софья, ученица 7 класса школы №143 г. Казани.

— Мы очень ответственно подошли к конкурсу: изучили самые известные постройки г. Казани, придумали условия и решения задач, познакомились с интересными фактами. Мы усердно старались над выступлением и трепетно относились даже к малейшим деталям. От конкурса у меня остались потрясающие впечатления. Ведь я получил удовольствие не только от своего выступления, но и от выступлений других участников. Они рассказали о героях Великой Отечественной войны, о своём родном крае, об архитектуре Татарстана и о самом городе Казани. Узнал много нового о нашей республике. Думаю, этот конкурс пошёл всем нам на пользу!», – отметил Сайтахметов Алан, ученик 7 класса школы №143 г. Казани.

— Впервые приняв участие в такой конференции, я получила незаменимый опыт. Подготовка была хоть и сложная, но она того стоила. В процессе подготовки, затем в ходе конференции я узнала много нового, интересного о нашей республике, – рассказала Магсумова Марьям, ученица 8 класса Гимназии п.г.т. Богатых Сабов.

— Организация превосходная, о чем нужно благодарить организаторов конференции. Много нового и интересного было в выступлениях учащихся. Превосходная дружественная и теплая атмосфера. Желаю успехов организаторам и участникам в дальнейшей профессиональной деятельности. И до новых встреч! – Поделилась впечатлениями Г.М. Шамсутдинова, учитель математики школы № 42 г. Казани.

— В бесконечной суете до и после конкурса забываем сказать слова благодарности организаторам конкурса. Огромное спасибо за отличную организацию, теплое отношение к участникам. Очень понравилось четкое распределение участников, учет возраста учащихся. Остались самые теплые впечатления. Рад за своих учеников (Демидов Даниил (I место), Долгова Алия (II место), Сайтахметов Алан (I место) и Юркина Софья (I место)), которые оправдали мои ожидания, и стали победителями финального тура Республиканского конкурса краеведческих математических задач «Татарстан в математических задачах». Конкурс вдохновляет и пробуждает желание трудиться ещё лучше для решения нашей главной задачи – обучения и воспитания подрастающего поколения», – отметил З.З. Ризванов, учитель математики и информатики школы №143 г. Казани.

— Хочу поблагодарить организаторов мероприятия за качественную работу. Подобного рода конкурсы позволяют формировать у школьников качества патриота и гражданина РТ, пробуждают у ребят интерес к истории своей республики, города, народа, стимулируют поисково-исследовательскую деятельность, развивают их творческие способности. Конкурс прошел на самом высоком уровне. Желаем всем сотрудникам Института математики и механики здоровья, успехов в работе, благополучия, – пожелала Г.Г. Гильмиева, учитель математики Гимназии №27 с татарским языком обучения г. Казани.

Оргкомитет конкурса выражает благодарность всем участникам конкурса, конференции и приглашает к дальнейшему сотрудничеству!

';
loading
×